#WitchesStory Чревовещание - разновидность иллюзионного искусства. Вентролог создает преимущественно слуховую иллюзию, будто его голос идет откуда-то изнутри или со стороны. Артист разговаривает на сцене с куклами или с воображаемыми людьми, якобы находящимися вне сцены, и кажется, что неодушевленные или невидимые собеседники отвечают ему - каждый своим голосом, отличным от голоса артиста по тембру, высоте, звонкости и силе. Наиболее яркое впечатление производят моменты смены голосов. Поэтому вентролог всегда перебрасывается с "партнерами" короткими остроумными репликами. Реплики "партнера" артист произносит без заметного движения губ (для этого текст пишется по возможности без губных согласных б, п, м), а рот куклы в это время открывается. Иллюзия становится тем более полной, что диалог сопровождается мимической игрой артиста. Она оправдывает повороты головы, скрывающие минимально необходимые движения губ. И именно выразительная игра способна делать вентрологию искусством, а не просто техническим трюком. Техника вентрологии достигается перестройкой речевого аппарата в результате соответствующей тренировки гортани с голосовыми связками, зева, глотки и полости рта с языком и нёбом. Отсюда следует, что составное латино-греческое слово "вентрология" и его буквальный перевод "чревовещание" по сути дела ошибочны: артист вовсе не говорит "чревом" - животом.Ошибка эта уходит своими корнями в отдаленное прошлое человечества, когда вентрология не была еще одной из форм сценических выступлений. Тогда, по всеобщему суеверному убеждению, если человек владел "вторым голосом", это означало, что из его живота говорит дух умершего, способный предсказывать будущее. Первое упоминание о вентрологии мы находим в халдейской книге предсказаний, написанной около четырех тысяч лет назад Саррукином Первым (он царствовал в Ассирии с 2000 до 1982 года до нашей эры). Древняя копия его труда хранится в Лондоне.К началу XII века до н. э. на весь древний мир славилось святилище Аполлона в Дельфах, в Греции: перед этим храмом жрица-пифия предсказывала будущее. Она сидела на треножнике, установленном над ямой, из которой поднимался пар. Считалось, что она якобы вызывала дух Аполлона, и не что иное, как его личное мнение изрекала с неподвижным ртом. Все древнегреческие литературные памятники, упоминающие о пифии, не оставляют сомнения в том, что она была вентрологом, как и другой греческий оракул тех же лет - из храма Зевса в Додоне. Там жрецы позволяли различать отдаленный, неясный шепот пророчеств в журчании ручья и шелесте листвы священного дуба.В Древней Греции и Риме вентрологи отнюдь не были редкостью. И так же, как и на Ближнем Востоке, все они считались предсказателями. Против этого суеверия выступали передовые умы античного мира: Гиппократ, Платон в трактате "Государство"; Аристофан насмехался над вентрологами в своих комедиях "Осы" и "Плутос", а позднее Лукиан издевался над суеверными простаками - поклонниками чревовещателей.Многочисленны воспоминания о вентрологах и в Библии. Любопытен эпизод, участники которого действительно жили в середине XI века до н. э. Царь Саул, не имея силы отразить нападение филистимлян, решил обратиться за советом к духу своего недавно умершего мудрого наставника Самуила и отправился в город Эндор к заветной предсказательнице - вентрологу. Та, скрывшись за занавеской, сказала, что видит поднимающегося из земли человека в шелковых одеждах, а когда заговорила по-чревовещательски, Саулу почудилось, что он узнал голос Самуила.Чревовещательница из Эндора стала виновницей гибели в средние века великого множества женщин. Именно на ее примере, взятом из Библии, а следовательно, неоспоримом в те времена, строилось классическое доказательство существования ведьм: из живота заклинательницы не мог говорить не кто иной, как дьявол, принявший облик Самуила. И жестокая полемика между теологами, осуждавшими сожжение заживо мнимых ведьм, и отцами церкви, оправдывавшими этот позор средневековья, тянулась вплоть до конца XVIII века. Не только широкая публика, но даже ученые долго не могли понять, что представляет собой вентрология. Еще вышедшая в 1773 году немецкая энциклопедия "Универсаль-лексикон", написанная выдающимися специалистами своего времени, объясняла: "Чревовещатель... направляет голос через гортань в обратном направлении, и он звучит через отверстие в животе" (!). Не удивительно, что вентрология вырвалась из пут суеверия всего двести лет назад. Первым чревовещателем, использовавшим свою способность говорить "вторым голосом" для великосветского развлечения, был австрийский барон фон Менген. Он же первым стал пользоваться куклой. Кукла изображала старичка. Его нижняя челюсть могла двигаться. В одном из своих писем (1770) Менген подробно описал, каким образом ему удается говорить по-чревовещательски и как он согласовывает эту речь с движениями деревянного рта. Александр Ваттемар, французский артист, начал свои международные гастроли в 1844 году под псевдонимами "г-н Александр" и "Балтимор". Врач по образованию, человек высокой культуры и недюжинного таланта, Ваттемар разыгрывал целые пьесы, по большей части собственного сочинения. Сочетая вентрологию с трансформацией (мгновенной сменой костюма и грима), он один исполнял по шесть-семь ролей в пьесе, мужчин и женщин, говоривших различными голосами и молниеносно сменявших друг друге на сцене.Подражателем Ваттемара был известный французский актёр Пьер Тома Левассор (1808-1870), также владевший техникой чревовещания. Блестящий пародист, он пел песенки и куплеты и в одном из водевилей играл, мгновенно перевоплощаясь, десять ролей. Родоначальник почти столетней династии русских вентрологов - Григорий Михайлович Донской (1865-1956). Он начинал работать еще в балаганах, в паноптикумах, затем выступал в цирке на специальной вращающейся эстраде, и, наконец, на лучших эстрадных площадках страны, вплоть до Московского мюзик-холла. В его большом цирковом представлении собачка вывозила золотую карету с маленькими куклами, за ней вышагивали куклы величиной в человеческий рост. Он говорил за них одиннадцатью различными голосами. Обладательницей двенадцатого неожиданно оказывалась собачка. Она смешными шутками отвечала на вопросы артиста, а затем пела популярный романс. Порой в печати появляются небылицы о каких-то тайнах чревовещания, будто бы доступного лишь немногим. На самом деле в принципе каждый может освоить технику вентрологии. Во многих странах выходят даже специальные пособия для любителей, так что ничего таинственного здесь нет. Единственная тайна чревовещания, как и всякого другого искусства, - артистизм.

Теги других блогов: это интересно цитаты мифы